Нередко при частном строительстве именно свайно-ростверковый фундамент является оптимальным выбором. Свайное основание позволяет возводить здания на подвижных глинистых и песчаных основаниях, а также на рельефах с перепадами. Благодаря ростверку можно равномерно распределить нагрузку от всего строения, не опасаясь перекоса из-за просадки грунта под одной из свай. Для того чтобы придать данному виду свайного фундамента необходимую прочность, выполняют армирование ростверка.
Содержание
Роль армирования
Зачем армировать свайную, подземную, часть фундамента понятно – на неё оказывается значительное влияние от пучения почвы. А бетон, как известно, плохо работает на растяжение, из-за чего в сваях могут появиться трещины, снижающие прочность и долговечность конструкции.
Но не менее важно армировать и ростверк. Ведь на него приходится значительная нагрузка от здания, построенного на основании. То есть, наблюдается нагрузка не только на сжатие (которую бетон переносит без вреда для себя), но и на изгиб. При всех своих достоинствах бетон не способен выдерживать значительные нагрузки на изгиб – ростверк может не выдержать. Поэтому очень важно подобрать подходящую арматуру и правильно провести армирование ростверка. Лишь в этом случае владелец дома сможет быть уверен, что здание прослужит многие годы, и не будет нуждаться в скором ремонте.
Выбор подходящей арматуры
Важнейшим подготовительным этапом к устройству фундамента является подбор подходящих материалов. Чтобы обеспечить высокое качество армирования монолитного ростверка, нужно создать два продольных пояса – верхний и нижний. Между собой их следует соединять при помощи вертикальных и горизонтальных перемычек, либо хомутами из гладкой арматуры класса А240 или рифленой класса А3.
Для устройства продольных поясов следует использовать горячекатаный профиль с рифленой поверхностью, улучшающей сцепление с бетоном. Самая популярная для этих целей арматура А500С. Оптимальный диаметр – от 12 до 16 миллиметров, все зависит от того, какие нагрузки примет на себя фундамент.
Соединяющие по вертикали и горизонтали перемычки могут быть разными – в зависимости от используемого варианта установки. К примеру, если планируется приваривать отдельные прутки к уже подготовленным продольным поясам, то желательно использовать прочный материал, схожий с тем, который использовался при изготовлении продольных поясов. Это легче и проще, но в тоже время дороже.
Поэтому некоторые специалисты рекомендуют сгибать более тонкую арматуру, придавая перемычкам прямоугольную форму. Тогда один прута арматуры будет связывать нижний и верхний пояса в двух местах, обеспечивая повышенную прочность. В этом случае допустимо использование более тонкой арматуры – достаточно диаметра в 8-10 мм. Благодаря такой форме сокращается количество сварных швов, что повышает долговечность и надежность всей конструкции.
Подсчет необходимого количества арматуры
Прежде чем приступать непосредственно к армированию свайно ростверкового фундамента, важно рассчитать требуемое количество арматуры. Сделать это не на глаз, а максимально точно, чтобы после работы не осталось слишком много невостребованного материала или же чтобы в процессе не оказалось, что арматуры не хватает.
Для формирования продольного пояса потребуется от четырех до шести стержней – в зависимости от нагрузки и размеров ростверка. При этом расстояние между прутьями не должно превышать 10 см.
Вертикальные стержни должны располагаться таким образом, чтобы расстояние между ними составляло около 15-40 см.
Нельзя забывать о том, что арматура не должна находиться с краю фундамента – толщина защитного слоя бетона составляет не менее 5 сантиметров.
Желательно заранее составить соответствующий чертеж с нанесением всех размеров, указанием выбранной арматуры. Это значительно облегчает дальнейший процесс расчетов и снижает вероятность допущения ошибки.
Пример расчета
Для наглядности проведем расчет условного фундамента для дома габаритами 8х6 метров с габаритами обвязки 40х40 см.
В первую очередь рассчитываем количество основной арматуры. Чтобы армировать ростверк шириной в 40 см, потребуется три прута: отступаем по 5 см с каждой стороны и оставшееся пространство армируем с шагом в 10 см. Между собой арматура соединяется в пояс, для чего потребуются хомуты. Подойдет арматура класса А1 диаметром в 8-10 мм. Располагать их следует на расстоянии 20 см друг от друга.
Производим нехитрые расчеты:
- Высчитываем периметр фундамента: 6+6+8+8 = 30 метров.
- Так как пояс требует использовать три стержня в ряд, увеличиваем 30 на 3 и получаем 90 метров.
- Применение двух поясов дополнительно умножает длину на два – итого 180 метров рифленых стержней сечением 16 мм. Вес арматуры: 180*1,58=284,4 кг.
Дальше подсчитываем, сколько нужно арматуры для хомутов. Располагать их предстоит на дистанции 0,2 метра друг от друга. Поэтому сразу делим периметр дома на шаг расположения хомутов: 30/0.2 – получаем 150 штук. Длина арматуры для изготовления 1 хомута равна 1.4 метра, следовательно: 150*1,4= 210 метров гладкой арматуры диаметром 8-10 мм.
Многие начинающие строители забывают об установке фиксаторов защитного слоя под арматуру, изготовленных из пластика. Если не использовать их, то арматуру придется укладывать прямо на сваи фундамента. В этом случае не удастся обеспечить достаточный уровень защищенности бетоном – толщина должна составлять не меньше 5 см. Некоторые мастера используют кирпичи, но в этом случае защита не будет достаточно надежной – лучше всего взять специализированные инструменты, благодаря которым стальные прутья будут защищены бетоном со всех сторон. Стоимость строительства это повысит незначительно, а рисковать долговечностью и прочностью конструкции не придется.
Подготовительные работы
Когда все необходимые расчеты проведены и материалы закуплены, можно приступать непосредственно к подготовке.
Монтаж опалубки лучше всего проводить после сборки армирующего каркаса. В качестве основного материала можно использовать горбыль, фанеру, ДСП и другие имеющиеся под рукой материалы. Главное, чтобы они могли выдержать нагрузку от бетона, не ломаясь и не деформируясь. Обычно проблем на этом этапе не возникает.
Следующий шаг – установка гидроизоляции, она не всегда необходима, все зависит от вида грунта. Материалы можно использовать разные – от плотного строительного полиэтилена до рубероида. При этом желательно брать рубероид нижнего слоя – без посыпки каменной крошкой. Он весит легче и стоит заметно дешевле, а со своей задачей справляется отлично.
Перед армированием ростверка выравнивается грунт, если он насыпной то следует его уплотнить трамбовкой. После заливает подготовка из бетона марки 100, толщиной 8-10 см. Это требуется для соблюдения геометрии будущего фундамента, а также упрощает процесс монтажа опалубки.
Если сваи перелиты или недобиты их выравнивают в проектную отметку согласно чертежа. Обрисовывается линия, и по ней с помощью “болгарки” делается прорез, а затем дорабатываем перфоратором.
Пример выполнения армирования свайного ростверка
После завершения подготовительных работ начинается монтаж каркаса.
Нарезаем арматуру на прутья нужной длины – для этого потребуется болгарка и не стоит забывать о защитном снаряжении. Справиться с задачей, имея перед глазами чертеж, не сложно. Да, это займет какое-то время. Зато впоследствии не придется постоянно отвлекаться от сборки каркаса, чтобы отрезать ещё кусок арматуры.
С помощью станка для гибки арматуры (арматурогиба), сгибаем хомуты необходимого размера согласно чертежа. При этом следует соблюдать радиусы загиба арматуры, для того чтобы сталь не теряла свои первоначальные прочностные характеристики. Также следует согнуть элементы для армирования углов ростверка, размером 1 на 1 м.
Для того чтобы сделать все правильно, рекомендуем к просмотру статью: Как гнуть арматуру в домашних условиях своими руками?
Работа выполняется следующим образом:
- Удобнее всего собрать части каркаса по отдельности, а после, смонтировать их на сваи.
- На поставки укладываются 4 продольных стержня, они будут находиться по углам каркаса. По чертежу армирования свайного ростверка, размечаем на них расположение хомутов, затем 2 прута снимаем. К двум оставшимся докладывает остальные стержни согласно схеме, и одеваем на них хомуты.
- Далее по меткам привязываем хомуты к арматуре, затем заводим 2 других размеченных прута в хомуты и так же по меткам производим вязку арматуры, простым узлом крест-накрест, либо «мертвым» (так его называют арматурщики).
- Сборку желательно производить при помощи вязальной проволоки, оптимальный диаметр 1,2 мм.
- После того как все части каркаса свайного ростверка собраны, монтируем их на сваи, а углы связывает прямоугольными элементами из арматуры таким же диаметром как и основные пруты.
- Устанавливаем фиксаторы защитного слоя, производим монтаж опалубки. Вот и все наш фундамент готов к бетонированию.
Правильно собранный каркас обеспечит ему многие десятилетия комфортной эксплуатации без лишних проблем. Устройство фундамента – важнейший этап строительства любого здания. Поэтому проводить его следует особенно ответственно, не стараясь сэкономить где-то лишнюю тысячу рублей.